Озеро Большие Аллаки

Челябинская область славится огромным количеством озер, крупных и не очень, красивых и скромных. Одно из красивейших в этой водной россыпи - озеро Большие Аллаки. Оно имеет овальную форму, 4 на 3 километра, твердое каменисто-песчаное дно, незаболоченные берега, разнообразную природу кругом от степного типа до березовых лесов, возле этого водоема нет населенных пунктов, и потому озеро остается чистым. Летом здесь замечательно купаться. По берегам озера Большие Аллаки есть несколько хороших песчаных пляжей, да и в лесной зоне удобных стоянок немало. Разве что с дровами сложнее, чем в уральских лесах, сосен здесь нет, деревья больше лиственные.

Название озера в переводе с тюркских языков означает, предположительно "обширная впадина", или, возможно, искаженное название "алакуль" - "пестрое озеро". Рядом с этим озером расположено второе, как бы младший брат - озеро Малые Аллаки, на его берегах раскинулось село Аллаки, так что по чистоте водоем уступает Большим Аллакам. Также поблизости есть деревушка Красный Партизан на месте одноименного колхоза. Кроме Малых Аллаков, недалеко расположены озера Репенды, Большой и Малый Кисегач, Киреты.

Еще одна особенность Больших Аллаков - на его восточном степном берегу, на небольшом холме, можно увидеть необычные мегалиты, древние скальные выходы причудливой формы. Они невысокие, но оставляют сильное впечатление, так как по очертаниям похожи на различных животных, лица, сооружения, в них множество сквозных отверстий. Скалы эти служили святилищем древних людей, здесь были обнаружены наскальные рисунки, предметы древнего быта.

Немаловажно, что озеро это доступно для посещения, от трассы недалеко, и туда есть дороги. Но это же обеспечивает в сезон большое число людей, приезжающих отдыхать на берега Больших Аллаков. Так что в выходной день, удобное место для стоянки найти непросто...

Знакомство с Челябинскими озерами. Большие Аллаки, Репенды, Кисегач

День первый. Дорога до озера, Аллаки встретило дождем, чудесная поляна, таинственный зверь

От моего отпуска оставалось еще три дня. На наше счастье как раз наладилась погода, и мы решили, что успеем еще куда-нибудь съездить, чтобы время это прошло с пользой. Александр открыл свою волшебную папку "Путешествия" с маршрутами, и стал выбирать. Больше всего подошло озеро Большие Аллаки, одно из многих прекрасных челябинских озер. Когда Александр побывал на озере Иткуль, оно его совершенно очаровало, так что были хорошие ожидания и от Аллаков. На фото со спутника было видно, что по берегам есть и участки леса, и участки лугов. Вот мы и запланировали обойти кругом Большие Аллаки с двумя ночевками.

Направление на Миасс и Челябинск очень популярное, машин туда идет множество, так что забронировать попутку на Бла-бла-каре не составило труда, туда и обратно. До поворота на Аллаки с нас взяли по 300 рублей с человека, а обратно вообще по 250. Обратная машина должна была нас забрать на трассе около 12 часов дня в воскресенье.

С вечера я собрала вещи, приготовила продукты на три дня. Сложили все в большой рюкзак "Татонка" и мой маленький оранжевый рюкзачок. У Александра рюкзак вышел даже тяжелее, чем на Юрму ходили, больше 20 кило, а мой всего килограммов 10, но толстый. Ладно, идти планировали не долго, и не в гору, справимся. А тяжело получилось потому, что взяли с собой запас воды 4 литра.

В 8 утра мы вышли из дома, и у метро Саша еще успел отдать заказ клиенту! Вот какой деловой... Доехали до станции Ботаническая, подошли к автобусной остановке, и увидели, что нас уже ждут водитель и его жена, Кристина, с которой мы и договаривались. Мы загрузились, и поехали. На следующей остановке подобрали еще одного пассажира, щупленького парнишку с маленьким городским рюкзачком. Он сразу надел наушники, капюшон, и задремал, свесив голову. Ни здрасте, ни пожалуйста, всю дорогу слова не сказал, даже когда мы выходили, вежливости ноль.

Иномарка была нагружена довольно тяжело, а может, рессоры слабые, но каждая кочка ощущалась очень хорошо, так что не заснешь особо... Дорогу-то в этих местах как раз ремонтируют. Зато уже в 10 утра мы были в районе озера Большие Аллаки. Александр любовался видами, а я отмечала указатели. И вот увидела такой, где написано "Аллаки", и сказала об этом водителю. Мы вышли, расплатились, забрали вещи. Машина уехала. Налево от трассы вела асфальтовая дорога, видимо, к озеру.

Но, пока мы собирались, Александр внимательно поглядел в навигатор, и вдруг смущенно сказал "Ой!". Оказалось, что эта дорога на поселок и озеро Малые Аллаки, а до нужного нам поворота на Большие Аллаки по трассе еще около пяти километров. Вот блин! Ну, что делать, пришлось продлить удовольствие от путешествия... Хотя ничего приятного - идешь по обочине, мимо поток машин несется, шум, как в аду от них, да еще дует сильный холодный ветер, пришлось теплую одежду надевать.

Шли мы так около часа, и, наконец, свернули на земляную дорогу в лугах и перелесках. Там никаких указателей не было, зато стало гораздо тише, и места красивые пошли. Отойдя подальше от трассы, мы скинули рюкзаки, присели на обочину, закусили изюмом, выпили воды. Александр предложил сначала подойти к озеру, посмотреть на него, а уж потом идти вокруг, по направлению к мегалитам.

И мы никуда не спеша, пошли чисто русскими местами - впереди расстилались луга с роскошной, сочной зеленой травой, в которой пестрели цветы: незабудки, лютики, еще какие-то белые, похожие на мелкие маки. Вдалеке живописно раскинулись березовые перелески. Шум дороги уже практически не был слышен. И тут пошел дождь - сначала совсем мелкий, как пыль, но постепенно он усиливался. Мы увидели направо дорожку, шлагбаум, и надпись, что-то о платной рыбалке. Вот туда мы и свернули, решив, что там может оказаться беседка, где удастся дождик переждать.

Повернули мы, прошли немного, и стало уже видно озеро Большие Аллаки - действительно, большое, наверное, даже больше Шарташа. Берега заросли тростником, но явно не заболоченные, кое-где торчали из воды камни. На дальних берегах были участки без леса, как поля. У шлагбаума была еще надпись "Осторожно, злые собаки", и я немного опасалась, не вылетит ли нам навстречу пара-тройка овчарок с недобрыми намерениями. Но все было тихо.

Дальше по дороге, на берегу, были видны домики, но, чем ближе мы подходили, тем больше казалось, что там уже давно никого нет. Мы решили идти не к домам, а к одной из двух больших чудесных берез на берегу. Дождь становился все сильнее, надо было укрыться от него. До березы пришлось идти по высокой мокрой траве, так что мы моментально промочили и штаны, и кроссовки. Кстати, я надела в этот поход новые черные спортивные туфли, которые недавно купила для туризма. Испытание на местности, так сказать. И пока они себя проявляли только с лучшей стороны - мягкие, ноги в них не устают, подошва толстая, камни не чувствуются. И довольно долго внутри них было сухо.

Мы сняли рюкзаки, и поставили их за толстый ствол березы, чтобы прикрыть от ветра и капель. А сами постелили мой коврик на камень, и сели на него вместе. Александра от дождя прикрывали ветки плакучей березы, а у меня была ветровка, так что поначалу было нормально. Сидели, разглядывали окрестности. Домики, где когда-то была платная рыбалка, явно пустовали. До них было метров 150. Может, и приезжают сюда люди, да очень редко. Если и была собака, то она не подавала ни голоса, ни вида.

На берегу стояла старенькая лодка, какие-то сарайчики, вагончики. Поле впереди нас было красивым, просторным, зеленым. В траве и кустах шныряло множество птиц - крапивники, чеканы, трясогузки, еще кто-то. В небе кружилась хищная птица. Озеро позади нас было еще краше. Вода в нем прозрачная, видно на дне песок и камушки, сухой прошлогодний тростник колышется. Несколько уток невдалеке плавает, и все время с криком летали две чайки, у них, наверное, здесь в тростнике гнездо было. Берега безлюдные, форма озера почти круглая. Птиц на озере было много - я видела нырков, цаплю, куликов всяких... В тростниках громко квакали лягушки.

А небо-то заволокло не на шутку, ветер все дул, дождь усиливался, разок даже в ливень перешел. И по прогнозу погода должна была наладиться только после обеда. Да, попали мы... Я уже начал мерзнуть, потихоньку трястись. Предложила Александру тоже надеть дождевик. Он сидел в промокшей кофте, так что тоже некомфортно было. В дождевики ему стало потеплее. А у меня уже закоченели руки, да и просто всему телу было холодно. Жуть как неуютно. Сидеть уже ноги затекли.

Просидели мы так целый час, до 12. Небо, вроде, стало светлеть, и мы решили сделать так: здесь пообедать, и пойти дальше, невзирая на дождь, а то без движения совсем обморозимся. Пока я доставала на ветру еду, руки скрючились абсолютно, даже пальцы уже ничего не чувствовали. Хорошо, еда была уже готовая, ничего делать не надо. Поели мы гречки с салом, немного пюре, черный хлеб, и - о, счастье! - запили горячим чаем. И пока обедали, дождь почти прекратился. Мы размяли окоченевшие руки-ноги, надели рюкзаки, и отправились обратно к шлагбауму. Конечно, трава стала еще мокрее...

Вышли на дорогу, что огибала озеро, но не прямо по берегу, а в отдалении, через лес. Шли, и удивлялись красоте этих мест. Даже в пасмурную погоду здесь было прекрасно, изумрудная зелень настолько буйная и сочная, что жалеешь, что ты не корова... Повсюду вдоль дороги и на лужайках цветет лесная клубника, ее крупные белые цветки радовали глаз. А что же будет, когда она поспеет! И кроме этого, еще десятки видов разные цветов - желтые, сиреневые, розовые, белые... Рощи берез с белоснежными стволами, каких-то других сортов, не как у нас возле Екатеринбурга, они выглядели более коренастыми и густыми.

Дорога постепенно завернула вправо, и примерно через километр мы увидели от нее ветку в сторону озера, решили туда сходить, посмотреть берег. А вдруг стоянка хорошая. Примерно через полкилометра вышли на обширную поляну, которая от озера отделялась каким-то невысоким валом, вроде насыпи. Справа под крайними деревьями было костровище, скамейка, чурбачок - видимо, люди здесь частенько отдыхают. Но мусора не наблюдалось.

Вся поляна была покрыта коротенькой зеленой травкой, она еще не успела вырасти. К самой воде вел широкий ход, и там открывался живописный вид на полукруглый залив с песчано-каменистой кромкой, и на само озеро. У бережка на мелководье торчали частые сухие тростинки, и сухим же тростником был выложен берег у края воды. Кое-где песок образовывал целые пляжики, и еще виднелись тут и там группы валунов. За противоположным берегом озера виден был хребет Вишневые горы.

Дно везде хорошее, песок и плоские камни, вода прозрачная, так что купаться в теплую погоду здесь одно удовольствие! Даже сейчас водичка была не холодной. Край озера хорошо продувался ветром, так что комаров точно будет сдувать, и можно сидеть, любуясь озером, даже вечером. И для палатки места достаточно - хоть на травке, на поляне, хоть прямо тут, на берегу. Александр сходил в левую сторону по берегу, поснимал фото. Вернулся, и сообщил, что из-за уха снял мелкого клеща. А я посмотрела на него, и говорю - а по тебе еще три штуки бродят! Стали скорее снимать - два с одной штанины, один с другой. С травы, видно, наползли.

Затем мы снова надели рюкзаки, побрызгались от клещей, и отправились к дороге в обход озера. По ней шли долго, наслаждаясь буйной зеленью и цветением. Цвели рябины, боярышник, черемуха, еще какие-то кусты, и отовсюду веяло чудесными ароматами. Лес поменял свой вид - появилось много осин, ольхи и ивовых кустов. И то с одной стороны, то с другой, слышалось кукование кукушек, их здесь много было.

И вот снова перед нами огромная поляна, и здесь тоже есть выход к воде. Александр стал разведывать, нельзя ли удобную стоянку организовать, а я пока стояла на месте с рюкзаками. На соседних кустах прыгали и порхали крошечные птички, пищали, садились на прошлогодние кусты репейника. У них были желтенькие грудки, и от этого они чем-то походили на канареек. Здесь же летали стрекозы. В небе постоянно кружили хищники - соколы, коршуны, канюки.

Саше местность понравилась, но он решил еще немного прогуляться по дороге, убедиться, что дорога эта действительно ведет к мегалитам, а не обрывается в ближайшем перелеске. Я осталась ждать, прогуливаясь по берегу озера. Кстати, отсюда уже замечательно были видны мегалиты в поле с левой стороны, невысокие, но основательные, они даже издалека выглядели впечатляюще, и напоминали то ли лежащего верблюда, то ли ползущего дракона...

Все было прекрасно, только доставал сильный и холодный ветер, аж в ушах шумело. А в какой-то момент я почувствовала, что у меня по груди кто-то ползает, смотрю - блин! опять клещ! Сняла его и выкинула подальше. Минут через двадцать Саша вернулся, и предложил не ходить сегодня до камней и деревни, а встать пораньше на стоянку здесь, на берегу. Все равно мы уже порядочно прошли, на завтра тогда ничего не останется. 11 километров уже протопали. И как раз выпьем наши запасы воды, а завтра в деревне их пополним. К тому же чуть дальше по дороге он нашел чудесное местечко. Я, конечно, согласилась, мы взяли рюкзаки, и пошли вперед.

К этому времени дождь уже совершенно прекратился, воздух стал намного теплее, небо начало проясняться, уже были лоскуты голубого цвета, но солнце еще не выглядывало. Дошли мы до места, которое Саше приглянулось - еще одна громадная поляна, просто целое поле. Вдоль берега на валу стоят несколько высоких плакучих берез, и длинные ветки треплет ветер. Чуть дальше - ряд молодых осинок, потом перелесок с густыми кустами. Есть стоянка с костровищами и бревнами, где посидеть можно.

Александр хотел поставить платку прямо на холме на берегу, но там дул такой свирепый ветер, что я испугалась - ведь если он ночью не утихнет, то мы точно замерзнем. А стоило отойти вглубь берега на поляну метров на десять - и ветра почти не заметно! Так что мы поставили палатку в низинке, и это нас спасло. А озеро все равно было видно даже отсюда, если не лежать, а сидеть. А в другую дверь видна вся большущая поляна.

Пока Александр доставал вещи из рюкзаков, я отправилась искать дрова, и довольно быстро их обнаружила в перелеске. Подобрала с земли несколько веток, и вернулась за топориком. Во второй заход срубила пару крупных веток с поваленных деревьев, и приволокла к нам на поляну. На сегодня должно хватить. Гляжу, а Александр стоит с фотоаппаратом в руках, и с таким видом озирается, будто что-то потерял.

Выяснилось, что, пока я ходила, его посетило неизвестное животное. Александр бродил по берегу, осматривая кучи сухого тростника на предмет использования для костра, но все они были сырые. Рядом еще торчал большой пучок сухой осоки, и Саша стал ломать эти травинки на растопку, повернулся - а почти за ним, от воды к берегу, метрах в пяти позади, бежит зверек размером примерно с норку, тоненький, с мокрой шерсткой. Может, это норка и была. Бежала она, не торопясь, как-то переваливаясь, по виду была не слишком гибкой и проворной.

Александр стал прикидывать, куда она побежит, и можно ли успеть сбегать за фотоаппаратом и ее сфотографировать. Решил попробовать. Двинулся в обход зверька, дождавшись, пока он за кустик травы забежал. Зверек, вроде, не спешил. Но, пока взял фотоаппарат и вернулся, буквально две секунды, зверушки и след простыл, и, сколько он ни оглядывал округу - никого не заметил. Мы и под деревом смотрели, и за камнями - нет, не нашли, как в воду канул.

Мы поставили палатку, переобулись в сланцы, обувь и носки повесили сушиться, все было исключительно мокрым. Ноги сходили помыли, потом я в палатке стала стелить коврики и спальники. А небо совсем расчистилось, вышло солнце, и стало намного лучше. Если бы ветра не было, было бы тепло. Потом мы валялись в палатке, отдыхали и слушали соловья, он жил прямо в кустах рядом с поляной, и потом всю ночь нам пел свои упоительные песни. А еще сегодня по пути сюда мы видели жаворонка, как он взмывает вверх, и потом планирует вниз, и в это время издает трели.

Мы немного полежали, пригревшись в спальниках, да еще солнышко стало светить, так что после часа дрожания под дождем и длинного перехода с рюкзаками было очень приятно расслабиться. Я даже не сразу смогла себя заставить выбраться наружу. Но уже было половина шестого, пора и ужин готовить. Посидели немного на берегу на солнце, поглядели на озеро, потом на поляну - она была настолько ярко-зеленого цвета, что даже как-то неестественно казалось. Побродили кругом, а потом стали готовить костер, надо было вскипятить воды, чтобы развести на двоих упаковку лапши. Еще я порезала салат из огурцов и помидоров.

Костер разгорелся моментально, дрова были сухие, и еще ветер помогал. Вода вскипела быстро. Александр еще успевал отбегать с фотоаппаратом, делать разные кадры. Сели, поужинали, чаю попили горячего. А потом просто гуляли по берегу, грелись, пока солнце есть. Еще бы ветер поменьше дул, было бы совсем хорошо. Часто над нами кружил коршун, над озером пролетали чайки - обычные, крупные, и какие-то маленькие еще. У одной в клюве была добыча, рыбка, наверное. По берегу летали трясогузки, охотясь на мошкару.

Снова поставили на костер котелок, чтобы заварить термос на завтра, и чай вечерний попить. Теперь ветер дул от воды прямо в сторону палатки, и у нас на сетке двери потом оказалось множество мелких частиц пепла. Отчего-то под вечер выросло число стрекоз, летающих кругом. По озеру в сторону трассы, вдалеке прошла моторная лодка. Мы сложили все вещи к палатке, умылись на озере (хорошо, что вода не холодная). Одежда и обувь наша подсохла.

В половине десятого мы забрались в палатку. Дверь, выходящую на озеро и костер, закрывать не стали, только сетку оставили. Ветер стал потише, и даже как-то теплее. Может, ночью не замерзнем. А вот по озеру ходили довольно сильные волны, Саша даже сказал "Прямо как в Карелии"... И правда, было немного похоже, берега и дно такие же каменистые. Только там сосны, а здесь березы. С трассы звуки машин почти не долетали, и еще их заглушали шум ветра и плеск волн. Мы стали согреваться в спальниках, и нас начало клонить в сон уже часов в десять.

Продолжение рассказа о поездке на озеро Большие Аллаки

Как добраться до озера Большие Аллаки

Самый удобный способ добраться до озера - это Бла-бла-кар, или сайт едем.рф. Подбираете подходящий вариант на сайте, договариваетесь, и едете. Либо попутки, направление это популярное, машин много, хотя народ у нас не очень отзывчивый...

Второй вариант - автобус до Каслей. Доезжаете также до поворота с основной дороги. Не перепутайте с поворотом на деревню Аллаки, Вам нужен следующий. Если считать от Ботаники до поворота с трассы уже к озеру, то будет ровно 100 км.

Еще вариант, самый неудобный. Ехать по Челябинскому тракту и выходить у поворота на Касли. И оттуда еще идти по дороге до нужного поворота 8 километров. Ну а дальше по нашему пути можно обойти все озеро.

Также вокруг озера Большие Аллаки можно проехать на велосипеде, тропы позволяют, но в этом случае придется ехать сотку по трассе.

Карта нашего путешествия вокруг озера Аллаки